Информационная безопасность
Информационная безопасность детей — это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию. Экспертами и членами Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества в рамках выполнения рекомендаций парламентских слушаний «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве», которые прошли в Совете Федерации 17 апреля 2017 г., были разработаны «Методические рекомендации о размещении на информационных стендах, официальных интернет-сайтах и других информационных ресурсах общеобразовательных организаций и органов, осуществляющих управление в сфере образования, информации о безопасном поведении и использовании сети «Интернет»»
(Письмо Минобрнауки РФ от 14 мая 2018 года № 08-1184 «О направлении информации»)
Методические рекомендации направлены на качественное повышение уровня информационной деятельности общеобразовательных организаций и органов, осуществляющих управление в сфере образования, в части информирования учащихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников об основных аспектах информационной безопасности. Методические рекомендации позволят общеобразовательным организациям и органам, осуществляющим управление в сфере образования, актуализировать уже используемые и размещенные информационные материалы, так и подготовить их в случае их отсутствия с учетом лучших практик и рекомендаций.
Использование Интернета является безопасным, если выполняются три основных правила
1. Защитите свой компьютер
- Регулярно обновляйте операционную систему.
- Используйте антивирусную программу.
- Применяйте брандмауэр.
- Создавайте резервные копии важных файлов.
- Будьте осторожны при загрузке новых файлов.
2. Защитите себя в Интернете
- С осторожностью разглашайте личную информацию.
- Помните, что в Интернете не вся информация надежна и не все пользователи откровенны.
3. Соблюдайте правила
- Закону необходимо подчиняться даже в Интернете.
- При работе в Интернете не забывайте заботиться об остальных так же, как о себе.
Локальные нормативные акты
Педагогические работники
К сожалению, именно дома дети больше всего времени проводят за просмотром мультфильмов и различными играми на компьютере, планшете, мобильном телефоне. Наблюдая за детьми в группах, особенно после выходного дня, можно легко определить тех, кто провел все свободное время перед экраном: такие дети более эмоциональны, невнимательны на занятиях, раздражительны, неактивны, часто сонливы, интерес проявляют лишь к предложению посмотреть мультфильм, а не поиграть с другими ребятами. В связи с этим педагогами нашего детского сада в групповых помещениях на информационных стендах размещают материалы по вопросам создания безопасной информационной среды для дошкольников: «Компьютер и дошкольник», «Развивающие игры – какие они?», «Речевые игры на кухне», «Телевизор и компьютер – вред или польза?», «Чем занять ребенка без компьютера?», «Зрительная гимнастика для детей между просмотрами мультфильмов», «Какие мультфильмы вредят детям?», и многие другие. Данная информация ежемесячно обновляется. в индивидуальных беседах с родителями напоминают о вреде чрезмерного информационного воздействия на детей.
Мероприятия, направленные на повышение интернет-грамотности и ИКТ-компетентности педагога, которые проводятся в нашем детском саду, возможны в любом другом образовательном учреждении
* определение проблемных моментов путем анкетирования, индивидуальных собеседований, посещений ООД
* создание банка методических разработок ООД с использованием ИКТ-технологий
* создание собственных мини-сайтов, поддержание их в актуальном состоянии, регулярное обновление
* обучение на курсах, участие в конкурсах, конференциях и семинарах, связанных с ИКТ-технологиями
Рекомендательный Web-список сайтов и порталов
Специально в помощь педагогам, которые занимают активную жизненную позицию и обучают детей современным ИКТ, и одновременно стремятся оградить детей от нежелательной, негативной информации, и предназначен этот рекомендательный web-список!
Рекомендательный web-список включает в себя: электронные ресурсы, материалы, рекомендации, справочники, брошюры, буклеты, периодические электронные издания по теме «Безопасность детей в Интернете» поможет сделать посещение сети полностью безопасным.
Мероприятия Лиги безопасного интернета. Лига безопасного интернета — крупнейшая и наиболее авторитетная в России организация, созданная для противодействия распространению опасного контента во всемирной сети. Лига безопасного интернета была учреждена в 2011 году при поддержке Минкомсвязи РФ, МВД РФ, Комитета Госдумы РФ по вопросам семьи женщин и детей. Попечительский совет Лиги возглавляет помощник Президента Российской Федерации Игорь Щеголев.
Мероприятия проекта «Сетевичок». Проект представляет собой группу онлайн-мероприятий
* Международный квест по цифровой грамотности «Сетевичок», ориентированный на детей и подростков.
* Национальная премия за заслуги компаний и организаций в сфере информационного контента для детей, подростков и молодежи «Премия Сетевичок».
* Всероссийское исследование детей и подростков «Образ жизни российских подростков в сети».
* Конференция по формированию детского информационного пространства «Сетевичок».
Педагогам_о_безопасности
* Общие рекомендации по организации мероприятий по безопасному Интернет.
* Рекомендации по проведения мероприятий со школьникам (по возрастным категориям).
* Рекомендации по организации работы с родителями.
Электронные ресурсы по теме «Безопасный Интернет»
Портал предлагает электронные ресурсы по теме «Безопасный Интернет»
Фонд развития Интернет
Информация о проектах, конкурсах, конференциях и др. по компьютерной безопасности и безопасности Интернета.
Дети России Онлайн
Линия помощи. Сайт проектов Фонда Развития Интернет. Телефонное и онлайн консультирование для детей и взрослых по проблемам безопасного использования интернета и мобильной связи.
Журнал «Дети в информационном обществе»
В журнале рассказывается о том, как дети и подростки используют компьютеры и интернет в школе и дома, какое влияние информационные технологии оказывают на их развитие, творческие способности, образ жизни, каков круг интересов наших детей, как они общаются и как познают окружающий мир.
Родители
В наш век развитых информационных технологий остро стоит проблема отбора информации, получаемой детьми. В связи с этим был принят Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Конечно, можно сказать, что современные дети гораздо быстрее усваивают информацию, ведь они с самого рождения находятся в информационной среде. Однако негативного воздействия от чрезмерного увлечения просмотра телевизора, играми на компьютерах, планшетах, мобильных телефонах, свободного доступа к сети Интернет все же оказывается слишком много для ребенка дошкольного возраста. Поэтому первостепенной ролью взрослых, в т. ч. родителей, является контроль получения ребенком информации из различных источников.
Установите на домашнем компьютере бесплатную программу "Интернет Цензор"
для осуществления родительского контроля. Программа предназначена для эффективной блокировки сайтов, которые могут представлять опасность для ребенка, когда он использует Интернет.
Рекомендации по формированию у учащихся навыков безопасного поведения в сети Интернет
- Научите детей советоваться с вами перед раскрытием информации через электронную почту, чаты, доски объявлений, регистрационные формы и личные профили
- Научите детей не загружать программы, музыку или файлы без вашего разрешения
- Позволяйте заходить на детские сайты только с хорошей репутацией и контролируемым общением
- Беседуйте с детьми об их друзьях в Интернете и о том, чем они занимаются так, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни
- Приучите детей сообщать вам, если что-либо или кто-либо в сети тревожит или угрожает им
- Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если рассказали вам
- Похвалите их и побуждайте подойти еще раз, если случай повторится.
Памятка для родителей (законных представителей) об информационной безопасности детей (Приложение №3)
Роскомнадзор об информационной безопасности детей
Роскомнадзор предлагает к просмотру видеоролик «Берегите свои персональные данные!«
Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию
- Служба телефонного и онлайн консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования интернета и мобильной связи. На Линии помощи профессиональную психологическую и информационную поддержку оказывают психологи факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и Фонда Развития Интернет
- Защита детей от вредной информации
С 1 сентября 2012 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Полезную информацию, связанную с деятельностью по исполнению ФЗ N 436, можно получить на официальном сайте Роскомнадзора (Порядок проведения экспертизы информационной продукции в целях обеспечения информационной безопасности детей и др.) - Правовая основа ограничения доступа к информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей:
Федеральный уровень
- Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»
- Федеральный закон от 27.07.2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
- Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
- Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 16 июня 2014 г. № 161 “Об утверждении требований к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию”
Дети
Как информационная среда влияет на детей
Угрозы
Чтобы оценить, насколько опасной может быть информация, важно понять, как именно она влияет на ребенка. Информация способна нанести вред физическому и психическому здоровью, нравственному, духовному, физическому и социальному развитию детей.
Влияние информации на развитие детей. Чтобы ребенок нормально развивался, важно удовлетворять его потребность в безопасности. Когда дошкольник сталкивается с информацией, которая вызывает у него страх, тревогу, негативные переживания, он теряет ощущение безопасности, утрачивает базовое доверие к миру, что тормозит его развитие.
Избыток информации, а также непродуктивные методы обучения в детском саду и семье тоже негативно сказываются на ребенке. Если педагоги или родители настойчиво знакомят ребенка с различными категориями опасностей, формируют у него недоверие к людям, вызывают состояние тревожности, неуверенности в себе, нежелание знакомиться с чем-то новым.
Зачастую ребенок выступает в роли пассивного получателя информации. Например, когда он смотрит мультфильм, телепрограмму, то воспринимает информацию лишь как источник впечатлений, эмоций, как развлечение, а не как средство, чтобы удовлетворить свою любознательность, решить практические или познавательные задачи. В результате у дошкольника не развивается познавательный интерес, воображение. Среди последствий негативного влияния информационной продукции на детей дошкольного возраста могут быть также проблемы в развитии высших психических функций, эмоционально-личностной и волевой сфер.
Влияние информации на социализацию дошкольников. Исследователи в области возрастной и педагогической психологии отмечают, что каналы, из которых дети черпают информацию, и роль взрослого в их социализации в настоящее время меняются. Современные дошкольники все чаще идентифицируют себя не со значимыми взрослыми, а с героями мультфильмов, кинофильмов, компьютерных игр. В результате они усваивают и воплощают в повседневной жизни модели поведения, далекие от идеалов добра. Педагоги и родители отмечают в поведении дошкольников цинизм, грубость, жестокость, агрессивность.
Информационная среда далеко не всегда, ориентирует детей на принятые в обществе ценности и стандарты. Риски есть на каждом возрастном этапе. Дети до пяти лет не воспринимают информацию критически, не различают виртуальную и объективную реальность. Поэтому важно, чтобы информационная среда транслировала ребенку ценностные ориентиры, которые общество рассматривает как позитивный способ жизни. В противном случае негативное воздействие информации может привести к социальной и личностной дезадаптации ребенка, нарушить его самооценку. У дошкольника могут сформироваться неадекватные представления об окружающем мире и своем месте в нем.
© Материал из Справочной системы «Образование».
Подробнее: https://vip.1obraz.ru/#/document/189/868683/0bd59309-e996-45fb-8dca-9fe74277ab5c/?of=copy-a8f1837526
ЛИНИЯ ПОМОЩИ «Детионлайн» http://detionline.com 8-800-25-000-15 Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Информационная памятка для обучающихся
С каждым годом молодежи в интернете становиться больше, а школьники одни из самых активных пользователей Рунета. Между тем, помимо огромного количества возможностей, интернет несет и проблемы. Эта памятка должна помочь тебе безопасно находиться в сети.
Ресурсы по информационной безопасности в сети Интернет
Мероприятия Лиги безопасного интернета. Лига безопасного интернета — крупнейшая и наиболее авторитетная в России организация, созданная для противодействия распространению опасного контента во всемирной сети. Лига безопасного интернета была учреждена в 2011 году при поддержке Минкомсвязи РФ, МВД РФ, Комитета Госдумы РФ по вопросам семьи женщин и детей. Попечительский совет Лиги возглавляет помощник Президента Российской Федерации Игорь Щеголев.
сетевичок.рф Мероприятия проекта «Сетевичок».
Подросток и Закон - Интернет-проект для несовершеннолетних
персональныеданные.дети- на портале вы получите полную информацию о защите своих персональных данных. Он научит вас ответственно относиться к своим персональным данным, покажет последствия размещения персональных данных а сети "Интернет", а также угрозы стать жертвой мошенников.
Детские безопасные сайты
Ресурсы по информационной безопасности в сети Интернет
Сайты для детей
- ВЕБ-ЛАНДИЯ
- Детский портал СОЛНЫШКО
- Дети России Онлайн
- Лига безопасного Интернета
- Азбука информационной безопасности от Лаборатории Касперского
- Материалы к урокам безопасного Интернета
- Энциклопедия безопасности
- Портал Единый урок.рф
- Фонд "Дружественный рунет"
- Сетевичок
- Фонд развития Интернет
- http://персональныеданные.дети/
- Игры и презентации для детей
- «1001 сказка». На сайте можно скачать аудиофайлы — сказки, аудиокниги
- Наш Филиппок — Детский журнал и сайт – это красочное познавательное издание для детей от 6 до 12 лет.
- Играемся — Детские развивающие игры, увлекательные задания, веселые раскраски, красочные пазлы, хитроумные ребусы, интересные загадки! Это и многое другое ждет вас на детском игровом сайте Играемся!
- Все Для Детей — Песни, загадки, поделки, стихи занимательные задачки, раскраски, игры, популярная наука – все для детей.
Нормативно-правовая база
- Федеральный закон РФ от 27.07.2006 г. № 152 — ФЗ «О персональных данных»
- Федеральный закон РФ от 28.12.2010 г. № 390 — ФЗ «О безопасности»
- Федеральный закон РФ от 29.12.2010 г. № 436 — ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
- Указ Президента РФ от 04.03.2013 г. № 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива»
Памятки для родителей
- WEB-памятка «Общение с незнакомцами онлайн: почему это опасно »
- WEB-памятка «Что такое «нельзя»: обмен интимными фотографиями с незнакомцами в интернете»
- WEB-памятка «Мошенничество в интернете: необходимые средства защиты»
- WEB-памятка «Клиповое мышление: цена для личности»
- WEB-памятка «Вербовка и отбор детей в деструктивные сообщества в социальных сетях»
- WEB-памятка «10 советов родителям по проблемам безопасности в интернете»
- WEB-памятка «Манипуляции в интернете: фейки, ложь, недостоверная информация»
- WEB-памятка «Семейное соглашение об использовании гаджетов»
- WEB-памятка «Реальные последствия виртуальной жизни: о юридических последствиях противоправной активности подростков в сети интернет»
- WEB-памятка «Прямые трансляции»
- WEB-памятка «Опасные сообщества цифрового мира: как избежать сетевой манипуляции»
- WEB-памятка «Персональные данные: ценим и умеем сохранять!»
- WEB-памятка «Родительский контроль»
- WEB-памятка «Цифровая зависимость детей»
- WEB-памятка «10 советов для детей»
- WEB-памятка «Анонимность в сети»
- WEB-памятка «Cколько времени стоит проводить в интернете?»
- WEB-памятка «Что такое персональные данные»